Alt

Ремонт роторов

На производственной базе ЗАО «Компрессормашремсервис» созданы все условия для ремонта роторов воздушных, газовых компрессоров производства ПАО «Дальэнергомаш», ЗАО «Невский завод», ОАО «Казанькомпрессормаш» а так же  импортных производителей компрессорного оборудования. 

  • Процесс изготовления ротора

Детали ротора во время работы испытывают сложные напряжения в результате действующих центробежных сил, динамических нагрузок со стороны потока рабочей среды и температурных деформаций, поэтому при ремонтах необходимо тщательно проверять его состояние.
          При осмотре проверяют температурные зазоры между насаженными на вал деталями и выявляют возможные трещины в деталях ротора визуально и с помощью цветной дефектоскопии. Особенно тщательно проверяют места, которые испытывают наибольшие напряжения:
     - переходы от одного сечения вала к другому (галтели);
     - места изменения профиля дисков колес;

      - сечения, ослабленные отверстиями и шпоночными пазами.

     Трещины в металле вала и рабочих колес обычно имеют усталостный характер и могут возникать в результате:
     - работы в условиях повышенных динамических нагрузок на ротор и вибраций;
     - неправильной геометрии поверхности в местах концентрации напряжений;
     - неудовлетворительной сборки узла упорного подшипника, вызывающей переменные напряжения в сечениях вала;
     Коррозии, особенно фреттинг-коррозии, снижающей усталостные свойства металла вала.
     Трещины на рабочих колесах могут возникать также в результате заброса на них жидкости из приемного трубопровода.
      Одной из причин возникновения трещин под деталями, посаженными на вал с натягом, является фреттинг-коррозия. Фреттинг-коррозия под упорным диском происходит из-за знакопеременных напряжений в узле вследствие биения его рабочей поверхности, а под полумуфтой - из-за ослабления ее посадки. Признак фреттинг-коррозии - грязно-бурый налет на поверхности вала под диском или полумуфтой и около них.
     Фреттинг-коррозия на 30-35% снижает предел усталостной прочности вала, поэтому, обнаружив её признаки, необходимо провести осмотр деталей и устранить причины коррозии.
     Для предотвращения фреттинг-коррозии рекомендуются:
     -точная обработка посадочных мест вала и ответной детали без конусности и овальности;
     - доведение шероховатости поверхности посадочных мест
     - посадка детали с натягом.

Ремонт деталей ротора

Ремонт упорного диска
     
     При износе упорного диска менее 10% толщины допускается восстановить его рабочую поверхность проточкой с последующей шлифовкой. В этом случае для сохранения осевого положения ротора в проточной части компрессора необходимо компенсировать уменьшение толщины упорного диска соответствующим увеличением толщины полуколец упорного подшипника, на которых установлены сегменты.
     При износе упорного диска более 10% толщины или ослаблении посадки, его необходимо заменить.

 Риски и шероховатости, обнаруженные на рабочих поверхностях упорного диска, удаляют шлифованием пастой ГОИ с применением чугунного притира.

При данных дефектов рекомендуется следующая технология ремонта роторов:

1) ротор проверяют на радиальное биение;    

2) проверяют отсутствие трещин и ослабление посадки упорного диска, а также его торцовое биение;    

3) проверяют состояние заклепок и покрывающих дисков, степень их повреждения, зазоры между покрывающими дисками и лопатками;  

4) удаляют поврежденные гребни лабиринтных уплотнений, закатывают и зачеканивают новые гребни.

Ремонт покрывного диска с трещинами
     Трещины на рабочих колесах чаще возникают на периферийном участке покрывающего диска в ступенях с лопаточным диффузором, который вызывает резонансные колебания периферийных участков рабочего колеса.
       В большинстве случаев трещина зарождается на внутренней поверхности покрывающего диска у кромки заклепочного отверстия, затем распространяется на всю толщину и доходит до наружной поверхности. Дальнейшее развитие трещины может протекать по-разному:

1) она распространяется в направлении, близком к радиальному, что приводит к отрыву небольшой части покрывающего диска;
2) трещина распространяется по заклепочным отверстиям, что приводит к отрыву значительной части покрывающего диска.

Для колес клепаной конструкции при обрыве небольшого участка покрывного диска, когда трещина проходила через отверстие для заклепки, необходимо подрезать диск до полного удаления повреждения, включая сверления для периферийных заклепок. Допускается подрезать диск по вторую включительно заклепку.

Ремонт повреждения основного диска
     
     Наиболее опасным местом основных дисков является периферийный участок. Как и поломки покрывающих дисков, повреждения основных дисков имеют усталостный характер, однако встречаются значительно реже.
     При отрыве небольшого участка основного диска или трещины на периферийном участке необходимо подрезать основной диск с лопатками и покрывающим диском. Такой ремонт допускается только на колесах, где дефекты не выходят за пределы окружности размещения второго ряда периферийных заклепок.
      Если вырыв рабочего диска не проходит через заклепочные отверстия или по конструкции в колесе их нет, рекомендуется выполнить фасонное фрезерование типа "ромашка" на величину не более 0,1 диаметра колеса.

После ремонта рабочих колес необходимо сделать им статическую и динамическую балансировку на ложном валу, а затем динамическую балансировку ротора в сборе.

Проверка ротора на биение

     Проверку на биение рабочих колес, упорного диска и других деталей ротора производят в центрах. Допускается проверять на биение роторы на месте в опорных подшипниках при собранном упорном подшипнике для устранения осевого смещения. При этом ножку индикатора следует устанавливать не сбоку, а сверху вала, чтобы уменьшить погрешность замера от бокового люфта вала в опорных подшипниках. Стойку индикатора устанавливают на плоскости горизонтального разъема корпуса или подшипников в зависимости от места замера. Предельно допустимые величины биения вала ротора приведены в документации завода-изготовителя.
     Как правило, предельную величину торцевого биения основных дисков рабочих колес допускают до 0,3 мм, покрывных дисков - до 0,5 мм, а радиального биения рабочих колес до 0,2 мм. При увеличении торцевого биения более чем на 50% от допустимой колесо необходимо заменить.
     Биение втулок уплотнений допустимо до 0,05 мм насаженной на вал полумуфты: по окружности - 0,04 мм, по торцу - 0,02 мм; упорного диска по окружности и торцу - 0,02 мм.

Выбор метода
Alt
Изготовление основного диска
Alt
Процесс изготовления основного диска
Alt
Подготовка к соединению основного и покрывного диска
Alt
Процесс клепки рабочего колеса
Alt
Процесс клепки рабочего колеса
Alt
Процесс изготовления вала ротора
Alt
Процесс сборки ротора
Alt
Сборка ротора
Alt
Цветная дефектоскопия
Alt
Основной и покрывной диск
Alt
Проточка гребней ротора